Сергей Грибушин
Каждый правоверный битломан должен хотя бы раз в жизни совершить хадж в Ливерпуль и Лондон. По этой причине 24 августа я выхожу из самолёта «British Airways» в Хитроу и отправляюсь в поездку по ночному Лондону.
Большинство его улиц, как и в любом старом городе, не очень широкие, а англичане ездят вполне в стиле фильмов о Джеймсе Бонде. Возникает впечатление полной иррациональности происходящего, когда ежеминутно ожидаешь лобового столкновения, и лишь со временем начинаешь привыкать к левостороннему движению. Мой английский друг Гэри Бокс время от времени отпускает руль и меняет компакт-диск в проигрывателе. «Люблю Лондон ночью, — говорит он, — не такой загруженный». Какой же он днём? Несмотря на то, что уже за полночь, улицы полны оживлённых людей, ходят автобусы, много и легковых автомобилей. В потоке машин на удивление много устаревших моделей, попадается и праворульная «девятка»; на улицах много иммигрантов, в основном индийцев и чёрных.
На следующее утро отправляемся в Ливерпуль, останавливаясь по дороге у величественного “Friar Park”. Приезд в мировую столицу битломании отмечаем кисловатым сидром. В основном Ливерпуль застроен аккуратными рядами 2—3-этажных коттеджей, хотя в центре много и высотных зданий. Грязи и следов былого упадка не видно нигде, кроме Дингла.
Когда своими глазами видишь те места, о которых раньше только читал, испытываешь, конечно, особые чувства. Вот улица Пенни-лейн с автобусным кольцом, парикмахерской и отделением банка… Старый паб с обложки «Sentimental Journey», расположенный буквально на расстоянии нескольких десятков шагов от дома, где родился Ринго, и совсем рядом с домом, где он провёл своё детство… Квартира на Фортлин-роуд, являющаяся национальным достоянием… Особняк «Мендипс» в зажиточном Вултоне, и перекрёсток с автобусной остановкой, где Джулию сбила машина… Церковь святого Петра с кладбищем, где совсем близко от входа находятся могилы неких Ригби и Маккензи, и клубное здание напротив, где состоялось знакомство Джона и Пола… Всего и не перечислишь.
Вечером отправляемся на фестивальный концерт, где несколько групп играют музыку «Битлз». Их уровень очень разный — от заводской самодеятельности до хорошего клубного. В принципе, чтобы составить себе впечатление об этом концерте, достаточно вспомнить шоу «Блиц» 20-с-лишним-летней давности. После его окончания, выпив в ближайшем пабе по кружке тёмного пива, отправляемся на Мэтью-стрит. Из баров звучит музыка, на улицах почти не протолкнуться, повсюду царит атмосфера весёлого оттяга и доброжелательности. Комментарий моего английского друга был весьма лаконичным: «Да, Ливерпуль известен своей ночной жизнью». Публика очень разная — от молодёжи до людей за 50, многие девушки и женщины в вечерних нарядах, а вот убогих рэпперских тряпок не видно. Здесь я испытал одно из сильнейших впечатлений: объехав за свою жизнь с десяток стран, я не видел такого количества стильно одетых, открытых и счастливых людей в одном месте.
Собственно, основные события фестиваля происходят на следующий день, в воскресенье, в отеле «Адельфи». Здесь в конференц-зале выступают гости — люди, находившиеся когда-то на орбите «Битлз», в кинозале демонстрируется хроника, а в фойе с нескольких десятков прилавков продаётся всё, что имеет какую-либо связь с «Битлз», — от пластинок и книг до футболок, кружек и прочих фанатских товаров. Среди пластинок более или менее редких вещей, скажем, коробки «Let It Be», нет. Максимум, на что можно надеяться, это моно-варианты и интересные бутлеги. А вот выбор книг по-настоящему огромен. Хотелось бы закупить сразу половину, но потом будет не увезти, так что ограничиваюсь самым необходимым, не забывая, конечно, оставшихся дома друзей. После официальной части коротко беседую с Питом Бестом, который после сумасшедшей эпопеи своей жизни глуховат, так что приходится говорить громко, и Альфом Бикнеллом. А затем берём автографы Клауса Вормана и Астрид Кирхер. Астрид особенно мила и доброжелательна, она просит передавать привет всем российским фэнам. Шоу заканчивается уже ближе к вечеру, едем по тем битловским местам, где ещё не были, и возвращаемся в Лондон.
Следующий день начинается, конечно же, с Эбби-Роуд. Не обходится и без фотографии на перекрёстке. Большинство других лондонских достопримечательностей, связанных с «Битлз», сейчас не имеет к ним прямого отношения. Это, например, дома, где раньше находились квартиры битлов или отделения корпорации «Эппл». Знаменитый битл-шоп на Бэйкер-стрит оказывается маленьким помещением, забитым куклами, плакатами и запиленными пластинками. Хочется посмотреть и город как таковой, так что предпринимаем экскурсию на верхней площадке знаменитого 2-этажного автобуса. По ритму жизни сумасшедший Лондон, конечно, сильно отличается от спокойного Ливерпуля. Кажется, не только участок Пикадилли, а весь город — один сплошной «цирк».
Однако поездка заканчивается. Выпиваем в аэропорту по кружке тёмного эля (сразу же вспоминается «Jethro Tull»: «Drank his ale too light…») и прощаемся. Остаются фотографии, воспоминания о стране, в которую влюбился с первого взгляда, и уверенность в том, что обязательно вернёшься сюда ещё. Ведь для того, чтобы попасть в волшебную страну, надо просто пересечь перекрёсток.
© 2003 Сергей Грибушин. Фотографии автора (за исключением оговорённого случая)
Не жадничайте, поделитесь этой страничкой в соцсетях: