«From Me To You», 2003, №12

Сергей СНОПОВ

Правдивая история Джона Леннона

Еще одной книгой пополнилась необъятная мировая битловская библиография. Приятно, что ее автор — наш соотечественник.

Вдвойне приятно, что он постоянно публикуется в журнале «FMTY», скромно законспирировавшись под хорошим литературным псевдоимом «Sgt.Paper». Втройне приятно, что получилась весьма достойная книжка. Речь идет о произведении екатеринбуржца Валерия Ваганова, названного «ДЖОН ЛЕННОН: вот моя история, смиренная и правдивая». Давно анонсированное в FMTY уральское издание (правда, в те времена под другим названием) выпущено в этом году челябинским издательством «Аркаим». Положительные душевные эмоции испытываешь, когда держишь в руках этот аккуратный, увесистый, богато иллюстрированный томик в твердом переплете на 336 страницах, сделанный с приличным дизайном. Очень радует, что наконец-то в России опубликованы не фрагментарно, а в полном объеме ключевые интервью с Джоном рубежа 60-70-х, помогающие проникнуть в мироощущение основателя Битлз в драматический период распада группы. Особенно хороши (и к месту) многочисленные комментарии к основному тексту. Вообще, «Интервью» — часть книги, которая наиболее адекватна заявленной в заголовке «истории смиренной и правдивой», настоящая кладезь уникальной информации для вменяемого ума битлфэна. Сюда же органично вписываются ленноновские разделы из второй части книги — «Приложения».

Но, вот насколько уместны иные повествования, имеющие весьма косвенное отношение к ее ключевой теме, заявленной, надеюсь, в самом названии книги? Я имею в виду «несправедливо обделенных» Стюарта Сатклиффа и Брайана Джонса, «неудачников», попавших в книгу за то, что они «отмечены знаменательной печатью — дружбой с Джоном Ленноном». Конечно, дружба с Ленноном — это своеобразный «знак качества», и почему бы к таким друзьям не присмотреться? Тем более что из пересечения, например, судеб Джона и Стюарта выкристаллизовалось нечто суперважное для Леннона — «совпадение его душевных вибраций» с Сатклиффом. В этом ключе связки Джон-Стюарт и Джон-Брайан достойны более глубокого исследования, нежели энциклопедически-многостраничной константация «фактов биографии».

Еще дальше от основного ленноновского курса уводят «заметки коллекционера»: исторический экскурс в маразмы отечественной словесной битлзэквелибристики, подробнейшие истории добычи автографов Пола, Ринго и Йоко. Может, они имеют какое-то отношение к портрету Героя? Такой, вот, получается бонус…

Чувствуется, что весь громадный материал, накопленный за годы работы над книгой, автор хотел «уложить» в одно издание. Да надо было выпускать многотомник! И я не осмелился бы назвать Тill There Was You «трехаккордной музычкой» (стр. 276), песню, в которой помимо обычных мажоров и миноров присутствуют и уменьшенное четырехзвучие, большие и малые септаккорды. И как-то сбивают с толку повернутые на бок страницы (напр., 89), да и фотографии, размещенные поперек текста (напр., стр. 97). Но что-то меня понесло. Нет ничего легче, чем разводить критику. Добираться до сути вещей — надеюсь, является приятнейшей процедурой для любого читателя. В нашем случае, тем более. Ведь речь идет о Джоне Ленноне. А все, что связано с ним — это бесконечный процесс познания уникальнй личности, безгранично расширяющий сознание пытливого индивида.

Так что, книга «Джон Леннон …», безусловно, достойна российского читателя, ведь за ней стоит всегда нас волнующая тема. И — автор, человек, давно, серьезно и скурпулезно изучающий и анализирующий творчество Fab Four через призму искренней любви к Ринго, Джорджу, Полу и, конечно, ДЖОНУ.

Вернуться к Откликам и рецензиям

Не жадничайте, поделитесь этой страничкой в соцсетях: