Удачная охота. Битлз-марафон в Екатеринбурге (2006)

Текст — Mr. Kite. Фото — УБК.

Легенда гласит: однажды к активистам Уральского Битлз-движения, давно мечтающим иметь в родном городе памятник не менее родной Четвёрке, явился человек на пылающем пироге. Человек на чистом классическом английском языке молвил: «Я знаю, как помочь вам. Организуйте грандиозное благотворительное действо с музыкой и аукционами, назовите его «Битлз-марафон» и соберете вы необходимую сумму, столь нужную вам для воплощения вашей благородной идеи».

Как оказалось, провидцем этим был ни кто иной как Клайв Томпсон, британский генеральный консул в Екатеринбурге, оказавшийся при всё при том заядлым битломаном. Его роль в самом «Битлз-марафоне» также оказалась едва ли не одной из первых. Но об этом чуть позже…

Клайв Томпсон и сам битломан, каких ещё поискать
Клайв Томпсон и сам битломан, каких ещё поискать

Само событие, состоявшееся в день рождения Джорджа Харрисона, носило лёгкий оттенок невольного карнавала. Что и не удивительно. Первоначальная идея поражала сознание неистовым размахом. За двенадцать часов почти непрерывного исполнения музыки Битлз предполагалось прослушать все их песни, начиная с наивно-трогательной «Love Me Do» и заканчивая грустным гимном-прощанием «Let It Be». В неизбежных технических перерывах состоятельные собиратели раритетов могли бы развеяться аукционной борьбой за битловские артефакты и меморабилию.

Последнее как раз удалось. Почти без сучка и задоринки. Псевдо-«Золотой диск» «Sgt. Pepper’s…» ушёл с молотка за 25 тыс. руб. За приличную цену ушли и копия очков Джона Леннона, «прижизненные» виниловые альбомы и синглы Битлз, оригинальные номера «Beatles Monthly», а также картины местного художника-битломана Сергея Парфенюка «Джон Леннон» и «Джордж Харрисон». В копилку марафона пошли и деньги от продажи макета памятника Битлам. К концу вечера сумма, необходимая на отливку (а она составляет половину от стоимости всего архитектурного ансамбля «битловского дворика» в Екатеринбурге), была собрана.

И если денежные вопросы решились внешне легко, то с музыкальной частью, как ответвлением нематериального мира, всё оказалось не так просто. Играть битловские вещи в порядке их появления на свет оказалось невозможно по простой причине отсутствия у нас достаточного количества кавер-групп, которые могли бы сосредоточиться только на каком-нибудь одном из периодов обширного творчества Битлов, скажем с 1966 по 1967 гг. Большинству наших рокеров нравятся конкретные вещи из наследия Битлз, имеющие отношение как к раннему, так и к позднему периодам. Так что выстроить последовательную цепочку битловских песен не удалось, что само по себе не так уж страшно. Другое было несколько обидно для истинных битломанов, особо выделяющих из Четвёрки Джорджа Харрисона. За карнавальной суетой как-то забылось о 63 годовщине этого незаурядного человека и музыканта. Что, впрочем, и понятно: если год назад за спинами музыкантов публике улыбался сам Джордж, то теперь там была вся четвёрка.

Решение нескольких задач кряду не могло не сказаться на определённой неразберихе, царящей в зале. Но таковы законы эклектики, то есть того самого жанра, который был принят за основу мероприятия. Была надежда затащить на марафон группу Nazareth, участники которой являются почётными членами Уральского Битлз-клуба. Они как раз «проезжали мимо». Но… это уже было бы из области фантастики. Дэн Маккаферти приболел после долгого перелета из Владивостока. Посулы разгула в частной пивоварне «Тинькофф», где собственно и проходил марафон, не возымели должного результата.

Марафон — не фестиваль. Вряд ли какая-нибудь команда всерьёз могла надеяться на то, чтобы проявить свою индивидуальность в полную силу. Наоборот, близость кавер-версий к оригиналу, или даже полное ему соответствие, — приветствовались. Поэтому неплохо смотрелась группа заслуженных битломанов из города Ревды «Эльдорадо», сыгравших битлов точно так же, как они звучали на советских танцплощадках на рубеже 60х—70х. Раньше это называлось «снимать один в один». К чему-то подобному приблизились только екатеринбургские «Эпплз», которые исполняют «Hey, Jude» с азартом, заставляющим вспомнить самого сэра Пола на Красной площади.

Эпплз (Екатеринбург)
Эльдорадо (г Ревда)

Были, конечно, и самобытные исключения. Например, молодежная хард-кор-команда «Технология конфликта», чью «адскую» версию «I Saw Her Standing There» мне удалось идентифицировать только по знакомым до боли словам. Зато нежно-дамская вокальная группа «Екатерина» донесла до слушателей неповторимое очарование битловского многоголосия песни «Because», заставив присутствующих засомневаться: как могли грубые мужики петь такую «ангельскую» песню.

Екатерина

Неожиданно свежо прозвучал инструментал «Fly» в исполнении популярной в Екатеринбурге группы «Блюз Докторз». Они же совместными усилиями с Катей Сомовой, специально приехавшей для такого святого дела из Лондона, представили агрессивно-блюзовую версию «Oh Darling».

Blues Doctors

Со стандартным набором в меру «обработанных» каверов выступили старые знакомые УБК «Passion Play», «Дзен Бу», «Бриз». Группа «Топ Тен» под управлением неутомимого «Студента» Валентина Смирнова, что называется, оторвались по-полной. При этом именно они напомнили собравшимся о дне рождения Джорджа, виртуозно исполнив харрисоновскую «If I Needed Someone».

Бриз и Top Ten

Достойно продолжить заданный темп могла только такая группа, как «The Beatween», специальные гости из Москвы. В Екатеринбурге их ждали давно. И если до этого момента в зале было ещё эмоционально прохладно, то «Битвины» дали жару. Они устроили на сцене настоящее шоу, которому немало способствовал в полной мере классический репертуар, чистота жанра и отточенность имиджа. Жаль, что из-за напряжённого графика марафона им пришлось сократить своё выступление наполовину. И все же превосходная битвиновская версия «Twist And Shout» (которой я не устаю восхищаться) и «Yesterday» в проникновенном исполнении Дениса «Old Den» Кагорлицкого скрасили некоторое разочарование зрителей.

The Beatween

Потом наступила очередь серьёзных вещей и людей: «СерьГи» и аукциона раритетов. Воздушная лёгкая атмосфера праздника невольно сразу уплотнилась. Наверное, так всегда происходит там, где появляются значительные суммы денег. И это неизбежно при любой затратно-финансовой деятельности, даже если она связана с установкой битловского монумента. Сергей Галанин, кроме своих песен, спел «Woman», «The Long And Winding Road», «Imagine». Его небрежный профессионализм странным образом контрастировал с той непосредственностью и искренностью, которая исходила от предшествующих музыкантов-«любителей».

На сцене Сергей Галанин

Тем не менее, каждый делал своё дело, как умел. Каждый внёс свою лепту в создание памятника Битлам на Уральщине. В напоре всеобщего энтузиазма смелый поступок генерального консула Британии не выглядел столь уж экстравагантно, как может показаться на первый взгляд. Самодеятельный певец Клайв Томпсон исполнил «Here, There And Everywhere», посвятив песню свой жене и вызвав восторг у всех собравшихся поистине английской задушевностью. Он же оторвал от сердца и представил на аукцион первую в своей коллекции пластинку «With The Beatles», купленную осенью 1963 года. Это ли не геройство?! Но в этом и кроется парадоксальная суть настоящего битлзфана, человека настолько преданного музыке Великолепной Четвёрки, что ради благого дела он готов отдать едва ли не самое дорогое, что у него есть.

Если кто-то думает, что битломания закончилась в 1970 году вместе с распадом группы, то он жестоко ошибается. Светлые идеи и звуки Битлз не только не иссякают, но и множатся. И от этого не уйти и не отмахнуться. Этот достоверный факт в очередной раз подтвердил Екатинбургский Битлз-марафон. Как ни странно, он опроверг русскую пословицу о двух зайцах. Несмотря на некоторую суматоху и неразбериху, праздник удался на славу. В следующий раз встретимся у памятника Битлам!

Через три года проект будет реализован (художник Вадим Окладников и архитектор Артём Алендеев)

Вернуться к Событиям

Не жадничайте, поделитесь этой страничкой в соцсетях: