«Урал» №12, 2003


С. Блаженков

«КНИГА О ЛЕННОНЕ #9»

К выходу книги «Джон Леннон: Вот моя история, смиренная и правдивая…», изд. «Аркаим», г. Челябинск 2003 г.

Именно такое заглавие одно время предполагал дать этому сборнику интервью, песен и рассказов основателя Битлз его автор-составитель Валерий Ваганов. В простоте и лапидарности рабочего названия присутствовал тайный смысл в лучших традициях основателя группы Битлз.

Дело в том, что в один из периодов долгого созревания «плода», которое тянулось с 1991 года, когда появилась собственно идея сборника, — число книг о Ленноне, изданных на русском языке, равнялось восьми. Так что излюбленная цифра главного фигуранта, для которого девятка имела магическое значение, вполне могла бы быть включена в заголовок новой книги, если бы… Нет, не будем обвинять челябинское издательство «Аркаим» в неповоротливости. К концу тысячелетия осознание значимости личности Джона Леннона приобрело поистине всенародно-интернациональный характер: биографии, исследования творчества и политических взглядов, журнальные и газетные статьи, интервью и воспоминания посыпались как из рога изобилия. В том числе и на русском языке, что в книге «Джон Леннон: Вот моя история…» подтверждается в специальном отчёте — «Книжная Леннониана».

Если внимательно ознакомиться с этим разделом книги, становится ясно, что в руках мы держим совершенно уникальное издание, подобного которому в нашей стране ещё не было, да и вряд ли будет. Согласитесь, это довольно смелое и неожиданное, на первый взгляд, решение — доверить рассказ о герое ему самому, его рисункам, песням, прозаическим миниатюрам, снабдив их ненавязчивыми комментариями и дополнив аналитическими статьями и очерками, затрагивающими предложенную тему. При таком подходе истина — где-то рядом. Но коллектив создателей книги вряд ли претендовал на истину в последней инстанции, поскольку совершенно отчётливо представлял невозможность одной — пусть и очень честной книгой — охватить необъятный мир Джона Леннона, границ которого, похоже, не сознавал сам его властитель.

Справедливости ради нужно сказать, что концепция серии «Биографические ландшафты» челябинского издательства «Аркаим», в рамках которой и вышла книга о Ленноне, заключается в предоставлении слова тем личностям, которым посвящаются книги серии. Но, в отличие от специально написанных мемуаров, жизненный путь великих людей воссоздаётся словами, сказанными зачастую совершенно по иному поводу. Отсюда и возникает эффект абсолютной правдивости материала. Кстати, ещё одним из предлагавшихся заголовков книги о Ленноне был «Дайте немного правды» (по названию одной из песен Джона).

Интересно, что противоречивые высказывания, которыми Леннон грешил в своих интервью, рисуют образ несколько иного человека, чем тот, который подан даже в таких серьёзных и глубоких исследованиях, как книги Альберта Голдмана или Джона Винера. Джон Леннон постоянно менялся. Совершенствовался или саморазрушался — другой вопрос. Он не мог оставаться на месте, ему всё время хотелось чего-то нового. Именно поэтому — а не по чьёму-то злому наущению — он покончил с Битлз, связал свою жизнь с экспрессивной авангардистской Йоко Оно, переехал в нелюбимый им Нью-Йорк, участвовал в политической деятельности, в которой не понимал ровным счётом ничего, предавался разгулам и творил одновременно, отходил от музыки и общества вообще, но при этом всегда оставался самим собой — Джоном Ленноном. Две трети всего объёма книги отдано не публиковавшимся на русском языке в полном виде интервью. Читатель вправе трактовать их со своих собственных позиций, а не принимать на веру субъективные трактовки биографов. Единственное негласное условие, которое ставит авторский коллектив читателю, — любовь к творчеству Джона и музыке Битлз. Иначе вся эта игра не стоит свеч. Материал слишком специфичен для досужего наблюдателя. Даже с учётом того, что Леннон — личность мирового масштаба, книга всё-таки рассчитана на вдумчивых и серьёзных поклонников наследия Битлз вообще и Джона в частности, которые уже знакомы с основными фактами их истории.

Это и не удивительно. По сути дела, книга написана битломанами для битломанов, коих в нашей стране превеликое множество, как доказал майский концерт Пола Маккартни на Красной площади. 4 тысячи экземпляров — капля в море. Такой тираж, конечно, не сможет удовлетворить всех желающих. Этому во многом способствует иллюстративный материал, подобранный автором не только со вкусом, но и с особой тщательностью, вниманием, если не сказать, дотошностью. И дело не в том, что здесь представлены редкие и зачастую уникальные снимки группы Битлз, Джона Леннона, его друзей и коллег, его рисунки, карикатуры и марки с его изображением, а также фотографии исторических мест, упомянутых в книге. Важно, что все они несут смысловую нагрузку, а не просто сопровождают материал. Изображение и текст выстраиваются в увлекательнейшее повествование, чем-то напоминающее приключенческие романы с лихо закрученным сюжетом. Тот, кто в детстве испытывал дрожь восхищения, беря в руки «Остров сокровищ» Стивенсона с аутентичными иллюстрациями, поймёт ощущения заядлого любителя Битлз, листающего эту книгу!

По разным причинам в сборник не вошёл ряд материалов. Валерий Ваганов, коллекционер и собиратель артефактов, связанных с группой Битлз, рассматривал книгу как слепок его обширнейшей коллекции (чему, кстати, посвящена заключительная статья книги «Конец одной коллекции»). Кроме дополнительных переводных материалов, в неё могли войти схемы лондонских, ливерпульских, нью-йоркских битлз-достопримечательностей, работы самобытного екатеринбургского художника Вадима Окладникова, уникальные снимки Пола и Шона, сделанные журналисткой из Парижа Татьяной Пинской и даже проза — авторская редакция гиперсоцреалистического опуса Алексея Коршуна «Тусовка у Джона Леннона» (опубликоваванного в журнале «Литературный Екатеринбург» №2 за 2000 год под названием «Пьянка у Джона Леннона»). Возможно, всё это внесло бы в книгу ещё большую пестроту и увлекательность, но лишило бы её строгой и вполне завершённой конструкции.

Завершают книгу приложения, среди которых выделяется сделанный Сергеем Грибушиным анализ сольного музыкального творчества Леннона, а также уже упоминавшаяся «книжная Леннониана». Эти работы отличает скрупулезный — на грани препарирования — подход к теме. К сожалению (или к счастью), автору не вполне удался задуманный им сухой академической стиль изложения. Его собственные предпочтения и вкусы всё-таки дают о себе знать. Так, «непредвзятый» взгляд на последний прижизненный альбом Леннона Double Fantasy усматривает в нём «второразрядные поп-клише» и «воспевание буржуазных ценностей». Подобные высказывания о произведении, ставшем каноническим в «битловском» мире, свидетельствуют о живости и гибкости разума, не желающего «сотворить себе кумира».

К разделу приложений относится также и эссе А. Коршуна «Пробудившиеся от сна жизни», посвященное безвременно ушедшим друзьям Джона Стюарту Сатклиффу и Брайану Джонсу. Оно в большей степени носит характер литературного размышления, чем серьёзного биографического исследования. Можно ли оценить степень воздействия этих незаурядных людей на мировоззрение Леннона? Вопрос сложный. Крайне мало документальных свидетельств их взаимовлияния, а имеющиеся факты поддаются самым различным интерпретациям. Тем не менее, глубокое погружение в материал и взвешенная фантазия автора сделали своё дело — эссе заняло заслуженное место в книге о Ленноне, став одним из самых спорных, а значит, и привлекательных моментов сборника.

В книге отражены различные стороны таланта Джона Леннона. И музыкально-поэтическая — тексты и переводы песен Джона с краткими остроумными комментариями. И литературно-художественная — полные едкого сарказма и циничного юмора рассказы с нарочито примитивными рисунками Леннона из его третьей посмертной книжки «Skywriting by Word of Mouth». Переводческая работа над текстами Джона — работа неблагодарная. Добиться адекватности перевода его замысловатых каламбуров практически невозможно. И всё же то, что сделано совместными усилиями переводчиков (А. Коршуна, А. Деянова), вызывает, по крайней мере, уважение за попытку приблизить сложную, полную игры слов и причудливых метафор прозу Леннона к российскому менталитету. В своеобразии и неповторимости юмора Джона Леннона, возможно, кроется и ключ к разгадке магнетизма этого великого человека, привлекающего к себе внимание даже спустя 22 года после гибели.

Есть что-то символичное в том, что книга о Ленноне увидела свет в дни, когда в бывшем Советском Союзе дал единственное эпохальное шоу на Красной площади ближайший сподвижник Джона — Пол Маккартни. Этот событие, в котором принял живое участие президент России, отчас-ти исправило вопиющую несправедливость по отношению к нам, российским любителям Битлз, никогда не видевших их вживую. Но побывать на концерте Джона Леннона нам не суждено никогда. И всё же книга «Джон Леннон: Вот моя история, смиренная и правдивая…» не даёт права отчаиваться нам, всем тем, для кого песня Джона Imagine была и остаётся гимном мира, любви и согласия.

Вернуться к Откликам и рецензиям

Не жадничайте, поделитесь этой страничкой в соцсетях: