БГ учится на музыке «Битлз»

Леонид Баксанов (интервью)
Борис Гребенщиков

Внезапный и довольно сумбурный разговор с Борисом Гребенщиковым (БГ) состоялся сразу после апрельского выступления «Аквариума» в екатеринбургском Дворце Молодежи. Предстоящий концерт Пола на Красной площади определил главную тему беседы.

Вопрос: Вам приходилось бывать на выступлениях экс-Битлов?
БГ: Нет. Харрисон концертов не давал, а на Маккартни я не хочу идти, потому что незачем. Я предпочитаю музыку, которая звучит из динамика, там я получаю все, что мне нужно. А на живом концерте не то, у него уже не тот возраст.
Вопрос: Считается, что Вам больше импонирует творчество Пола?
БГ: Я очень хорошо отношусь к музыке Пола, но когда мы говорим о Битлз, то там нет смысла различать, кто есть кто, потому что Битлз — это все вместе. Если говорить лично о Маккартни, то когда он умрет со временем, мы потеряем последний человеческий голос, который был в музыке. В его голосе есть, и до сих пор остается, а особенно в Битлз, магия, которой больше ни у кого не было.
Вопрос: Как Вы оцениваете намерение Пола Маккартни поставить свою фамилию первой в авторской связке Lennon—McCartney?
БГ: Это их дела. С моей точки зрения, это просто раздутые нелепости. Песни от этого не меняются.
Вопрос: Чем вызван всплеск интереса к трибьютным Битлз-проектам?
БГ: Потому что своих песен писать не могут. Проблема с божественностью. Битлз это понимали, чувствовали. До сих пор это мало кто чувствует.
Вопрос: По мнению Ильи Кормильцева, к концу жизни Джордж Харрисон потерял связь с Богом
БГ: Я не знаю. Судя по его последнему альбому с Харрисоном настолько все в порядке, как ни с одним из его коллег. Я считаю, что «Brainwashed» по качеству отдельных песен значительно выше, чем «Driving Rain», хотя, как часто бывает у Джорджа, почти все альбомы у него бывают немножко скучны.
Вопрос: Может быть, это заслуга Джеффа Линна?
БГ: Нет. Пел и играл Джордж. Сводили вместе, и должен сказать, что Джефф справился очень хорошо. Он Харрисона никак не закрыл.
Вопрос: Что для Bас сопоставимо с музыкой Маккартни или Харрисона?
БГ: Ничего. Ничего нового, ничего достойного.
Вопрос: Музыка Битлз — это высшая планка?
БГ: Я думаю, что они останутся высшей планкой в определенном виде искусства. То, что они сделали в 66—67 годах, уникально. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь хотя бы близко подходил к этому. Есть много очень хороших, очень достойных людей, но то, что было сделано ими тогда, в силу специфики того времени остается для меня непревзойденным, и я не перестаю на этом учиться до сих пор, хотя уже столько времени прошло.
Вопрос: У группы «Аквариум» много битловских каверов?
БГ: У нас вообще мало каверов, потому что нет времени, чтобы сесть и записать. Кое-что мы можем сделать хорошо, и кое-что нас просят сделать, но пока все время съедает новый альбом. Он будет абсолютно другим, такого никто не ожидает.

2003 год

Вернуться в Слова

Не жадничайте, поделитесь этой страничкой в соцсетях: