Денис БОЧАРОВ
«Джон Леннон. Вот моя история, смиренная и правдивая…»
Книжка про Леннона — это всегда хорошо. Вернее, не так: любая попытка написания книги о Джоне — дело хорошее. Пусть не всегда благородное, как, например, нашумевшая биография Альберта Голдмана, пусть не всегда достойное доверия, как ряд уже выходивших у нас сочинений об этом музыканте, но в любом случае достойное внимания. Просто потому что о Джоне Ленноне, и всё тут. Повторюсь, что выбранный объект ни в коем случае не гарантирует качества конечного результата, и если вдруг выходит очередная книга о Ленноне, это вовсе не значит, что она будет хорошая. Так вот, «…история, смиренная и правдивая» — хорошая книга. Причём это касается как внутреннего содержания, так и внешнего вида: всегда ведь приятно держать в руках издание в твёрдой обложке, с качественной офсетной печатью и не самыми затасканными фотографиями.
Основу «начинки» книги составляют некоторые переведённые на русский язык интервью, данные Джоном в конце 60-х — начале 70-х годов. Это, безусловно, уже сам по себе интересный структурный подход — собрать в одной книге мысли Леннона, высказанные им в ходе различных бесед с журналистами, тем более, что переведены они хорошо, со знанием дела. Жаль, правда, что знаменитого интервью, данного Джоном журналу ‘Playboy’ в 1980 году незадолго до своей смерти, в этой книге нет.
Зато есть много чего другого, ведь помимо подборки интервью на трёхстах с лишним страницах нашлось место и для некоторых текстов песен Джона с комментариями и переводами, и для краткой хроники его жизни, и для обзора отечественных книг о Ленноне, которые ранее уже выходили у нас в стране. Все эти небольшие заметки написаны отечественными знатоками-исследователями.
В целом грамотные, эти рецензии иногда, правда, раздражают. Так, в своём кратком обзоре сольного творчества Леннона авторский коллектив (а в данном случае некто С. Грибушин), видимо, либо из желания быть оригинальным, либо из перехлёстывающего через край стремления избежать упрёков в излишнем преклонении перед «рецензируемой» личностью, явно перестарался. Можно, например, встретить такую фразу (речь идёт об альбоме ‘Double Fantasy’): «Что касается собственно музыки, аранжировки переполнены второразрядными поп-клише, а темы на порядок уступают материалу Йоко…» Здесь вспоминается фраза из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: «Мулов я вам прощаю, но только мулов». Так вот, бог с ними, с «второразрядными поп-клише», если уж С. Грибушину так кажется. Но какая ещё Йоко? О ком вы говорите вообще? О певице и композиторе Йоко Оно? Я не знаю такого композитора. А певица… хм, ну ладно…
Но эти мелочи по ходу повествования встречаются, слава богу, нечасто, и хорошо, что у авторов хватило скромности, а главное — сообразительности для того, чтобы noстроить книгу всё-таки вокруг «аутентичного» материала, а не смыкать внимание читателей на свих персонах, и книга, заявленная и поданная как «сборник интервью Джона», именно так и воспринимается.
Вернуться к Откликам и рецензиям
Не жадничайте, поделитесь этой страничкой в соцсетях: