«Эплоко» №4—5, 2003

Наталья ЗЕЛЬНИКОВА

Джон Леннон попал в новый переплёт

Кто сказал, что Леннон никогда не бывал (или, по крайней мере, не будет) на Урале?.. Наверное, тот, кто считает, что «не бывает на свете настоящей, верной, вечной любви».

Хотя скептики и сомневаются в возможности жизни после смерти — дух Джона Леннона, похоже, будет жить еще долго. По крайней мере, у нас, в России.

На этот раз он «возродился» на Урале — на страницах челябинского издания «Джон Леннон: вот моя история, смиренная и правдивая…». Как пишет автор-составитель книги Валерий Ваганов, причин, побудивших к ее созданию, было несколько. Одна из них — в том, что в России — при всем многообразии литературы о Fab Four — практически нет книг о Ленноне, основанных строго на документальных источниках.

Замечание вполне справедливое: попытка показать героя повествования сквозь призму авторских рассуждений о нем нередко приводит к искажению фактов. Для читателя такая книга — королевство кривых зеркал…

«Try to see it my way» («Постарайся взглянуть на это моими глазами») — этой «просьбе» битлов, прозвучавшей в одной из их песен, кажется, попытался внять автор. Новая книга, посвященная музыканту, почти не содержит сторонних комментариев его жизни и творчества. Представленные здесь тексты произведений и интервью Джона Леннона (периода 60-70х годов) — зеркало, отражающее его (Джона) и только его взгляд на мир. Его противоречивые, зачастую откровенные и шокирующие, а иногда располагающе искренние высказывания будят в нас самые разные чувства и мысли. Но это — Джон Леннон, рассказывающий собственную «смиренную и правдивую» историю — в беседах с журналистами, в своих песнях и рассказах.

В любом случае, у «документального» подхода к жизнеописаниям есть большой плюс. Давно вознесенный на рок-н-ролльный олимп, окутанный облаками как мифов, так и грязных сплетен, сочиненных журналистами и биографами, Леннон наконец-то предстает перед нами в своей земной человеческой сущности.

Ценность книги для отечественных читателей еще и в том, что многие из публикуемых в ней интервью на русский язык ранее не переводились.

Впрочем, одними лишь замечательными иллюстрациями, переводами интервью, ленноновскими стихами и артефактами книга не ограничивается.

«Lennon on record» (Леннон в грамзаписи) Сергея Грибушина — что-то вроде обзорной экскурсии по музыкальным альбомам. Автор кажется трезвым в своих оценках: во всяком случае, нет того тошнотворного преклонения перед «гениальностью» артиста, которым грешат многие опьяненные любовью фанаты. Вам поведают, например, что творчество Джона после «Imagine» — это медленный путь вниз… Ваше право — соглашаться или нет. Понравившуюся пластинку выберете сами…

Совершенно отдельное звено в книге — эссе Алексея Коршуна под названием «Пробудившиеся от сна жизни», посвященное двум «трагическим героям» истории рок-н-ролла: Стюарту Сатклиффу и «роллингу» Брайану Джонсу (так уж сложилось, но личности «безвременно ушедших» художников — вечный магнит для нас, живущих).

Можно, конечно, спорить с рассуждениями автора, пытающегося «разгадать тайну» взаимоотношений Джона и Стю, Джона и Брайана… В любом случае, эссе — жанр «художественной» документалистики, где точка зрения автора изначально не претендует на то, чтобы быть объективной…

И еще немного «уральского колорита» — «Конец одной коллекции» В. Ваганова. Это уже не история рока, а история любви к року. Точнее, любви к «Битлз». Увлекательный рассказ — о первых услышанных песнях; о забавных заметках в советской прессе, посвященных легендарному квартету; о фанатах, творящих чудеса изобретательности в поисках автографов своих кумиров — и к чему это всё, казалось бы?.. Ведь книга — о Ленноне?.. Да, но, может быть, тайна личности художника все же не до конца раскрывается в его биографии, произведениях, интервью. Те отклики, которые он сумел вызвать в чужих сердцах — это, в конечном итоге, тоже порождение и продолжение его личности.

Вернуться к Откликам и рецензиям

Не жадничайте, поделитесь этой страничкой в соцсетях: