Сергей Грибушин
Репербан начинается, как Зона у Стругацких, — только что ты шёл по цивильной улице Хольстен, где сменяют друг друга гостиницы и магазины, а при повороте за угол оказываешься как будто в другом мире.
Здесь, кажется, нет ничего, кроме кафе и ресторанчиков, секс-шопов, порно-видеосалонов и бесчисленных ночных клубов, многие из которых имеют «узкую специализацию» — для геев, садо-мазо и других. Вероятно, этих заведений в Гамбурге больше, чем во всей остальной Германии. Попав сюда ранним утром в субботу, с удивлением обнаруживаешь, что тротуары усыпаны пустыми банками, бутылками и прочим мусором, что нетипично для немецких городов. В пятницу вечером здесь отрываются по полной!
Одна из отходящих от Репербан улиц — Grosse Freiheit (Большая улица Свободы). Первоначально (в XVII веке) она являлась частью зоны, где допускалась свобода вероисповедания, а сейчас стала символом «свободы нравов».
«Indra» (по имени бога-воителя в индуизме) — это небольшой ночной клуб, куда хозяин, Бруно Кошмидер, на волне успеха английской бит-музыки в другом своём клубе, «Кайзеркеллер», также решил пригласить группу из Англии. Этой группой стали «Битлз», работавшие в «Индре» с 17 августа по 3 октября 1960 г. Затем по различным причинам группа была переведена в «Кайзеркеллер».
Английские музыканты выступали в «Кайзеркеллер» («Императорский подвал») уже с июня 1960 г., «Битлз» и «Rory Storm & the Hurricanes» с ударником Ринго Старром работали в нём попеременно с 4 октября по 31 ноября. Этот клуб сыграл значительную роль в истории «Битлз»: именно сюда приходили гамбургские студенты Клаус Ворман, Астрид Кирхер и Юрген Фолльмер, здесь же произошло знакомство с Тони Шериданом.
В этом здании находился кинотеатр «Bambi» («Бамби»), принадлежавший Кошмидеру, куда он поселил музыкантов на время работы у него. На стене слева от двери табличка: «Здесь в 1960 г. жили «Битлз».
В полицейский участок Davidwache Пол и Пит были доставлены после того, как Кошмидер обвинил их в поджоге здания кино «Бамби», и 5 декабря 1960 г. высланы из страны. Джон последовал за ними 12 декабря, а Стю остался, чтобы продолжить учёбу.
Аллану Уильямсу, первому менеджеру «Битлз», пришла в голову идея записать на пластинку несколько песен в исполнении Лу Уолтерса, басиста «Rory Storm & the Hurricanes». Уолтерс в сопровождении «супергруппы» из Джона, Пола, Джорджа и ударника «The Hurricanes» Ринго Старра сделал демонстрационные записи в небольшой «Akustik Studio» («Акустическая студия») 15 октября 1960 г., то есть ещё во время ангажемента обеих групп в «Кайзеркеллере». Относительно того, что именно было записано, воспоминания участников расходятся. Абсолютно точно известно, что была записана «Summertime», а также, возможно, «Fever» и «September Song»; к сожалению, данная запись считается утраченной. Это первая работа «Битлз» в профессиональной студии звукозаписи.
Бывший официант «Кайзеркеллера» и по совместительству менеджер Тони Шеридана Хорст Фашер, поссорившийся с Кошмидером, убедил Петера Экхорна открыть клуб на Репербан, чтобы его могла посещать молодёжь, которой не разрешали ходить на Гросе Фрайхайт. «Top Ten» («Верхняя десятка») был открыт в ноябре 1960 г. и сразу же стал очень популярен: туда потянулась рок-н-ролльная публика из «Кайзеркеллера», так что понятно, почему Кошмидер обиделся на «Битлз». Шеридан стал в клубе «штатным певцом», которого сопровождали как сменные составы, так и специально приглашённые группы. «Битлз» работали в «Топ Тен» с 1 по 5 декабря 1960 г., когда Пол и Пит были высланы, а Джон даже до 12 декабря. Но официальный ангажемент группы в этом клубе состоялся с 27 марта по 1 июля 1961 г. На это время музыканты были поселены на верхнем этаже здания. Во время работы в «Топ Тен» они впервые привлекли внимание индустрии грамзаписи. В начале мая в клуб зашёл популярный бит-певец из Мюнхена Томми Кент (настоящее имя Гунтрам Кюбек), которого настолько поразили Шеридан и «Битлз», что он рассказал о местных знаменитостях своему продюсеру Берту Кэмпферту, убедив его заключить с ними контракт. Кэмпферт, работавший в основном с традиционными эстрадными певцами, сначала сопротивлялся, но, посетив их выступление, всё же изменил своё решение, и 22—23 июня были сделаны первые записи «Битлз» для пластинки. Клуб прекратил своё существование в конце 80-х.
13 апреля 1962 г. в помещении бывшего кинотеатра «Stern» («Звезда») открылся самый известный гамбургский клуб эпохи бита — «Star Club» (тоже «Звезда», но уже по-английски). Фашер, рассорившийся на этот раз с Экхорном, заинтересовал этой идеей Манфреда Вайследера, владельца нескольких развлекательных заведений в Санкт-Паули. В свою очередь, Вайследер с самого начала взял курс на то, чтобы название клуба отражало его статус: в нём выступали Джин Винсент, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис, «Братья Эверли», Бо Диддли, Рэй Чарльз и многие другие. У «Битлз» было в Стар-клубе три ангажемента (все — в течение 1962 г.).
Первый раз они работали здесь с 13 апреля (день открытия клуба) по 31 мая. Этот приезд был ознаменован получением 9 мая знаменитой телеграммы Эпстайна, а также записью 24 мая инструментальных дорожек ещё двух песен для планировавшегося «Polydor» нового сингла, вокал на которые Шеридан аложил позже, 7 июня. Вторые «гастроли» состоялись с 1 по 14 ноября. Ударником был уже Ринго, который играл в группе с 18 августа. «Битлз», как и все остальные музыканты, приглашавшиеся в Стар-клуб, жили в отеле «Germania» («Германия»). Третий и последний раз «Битлз» выступали в Стар-клубе с 18 по 31 декабря. С декабрьским приездом связаны два важных события: 20 декабря первый сингл «Битлз» вошёл в хит-парад, кроме того, по просьбе руководителя бит-группы из Ливерпуля Кингсайза Тэйлора были сделаны записи выступления «Битлз» на магнитофонную плёнку, которые получили затем широкое распространение. Стар-клуб закрылся 1 января 1970 г., в то время музыканты высокого класса выступали уже в больших залах.
Гамбург — это морские ворота Германии. Хотя сейчас порт и утерял своё былое значение, выглядит он так же величественно, как и раньше. Отсюда на многочисленных прогулочных судах организуются водные экскурсии, в которых принимали участие и «Битлз». У Гамбурга — особенная атмосфера портового города. Здесь причудливое смешение архитектурных стилей, по улицам проложены каналы, вежливые нищие в любую жару одеты поголовно в косухи, кожаные штаны или как минимум чёрные джинсы, а ближе к вечеру на улицах появляются моряки в щёгольской выходной форме. Невольно вспоминается другой порт, расположенный чуть западнее: «Гамбург и Ливерпуль — близнецы-братья, кто больше матери-истории ценен?» Ведь если Ливерпуль — колыбель «Битлз», то Гамбург — их школа на пути к Лондону и всему миру. Наверное, поэтому, когда дышишь атмосферой этих городов, кажется, сам становишься частью «Саги Битлз».
© 2003 Сергей Грибушин. Фотографии автора (за исключением оговорённого случая)
Не жадничайте, поделитесь этой страничкой в соцсетях: